#радио_слоупок
Пара слов о "Ходе королевы".
С одной стороны, мне просто понять, чем он так всем понравился. Постановка, цвета, саундтрек, актёрский состав (с некоторыми нюансами) - все это по высочайшему стандарту, за который полнометражкам дают Оскары. Ну, или когда-то давали.
С другой стороны, мне очень сложно понять, каким образом этот сериал можно полюбить как произведение. И я вовсе не о клюкве в описании злых русских (и американских особистов, будем честными), и даже не о наивном финале. Главная боль сериала, как я её вижу - тот факт, что он состоит из множества заданных, но не раскрытых линий. (*спойлеры!*) Почему Элизабет раньше принимала вещества, а потом перестала? Что с ней произошло в процессе взросления, как менялись её взгляды и навыки? Почему она не могла победить главного противника, а потом смогла? Как она вообще побеждает, как идёт игра, что отличает хорошего игрока от плохого?
Относительно последнего есть даже готовая система. Произведения про спорт и прочие соревнования (игровые, кулинарные, тысячи их) делятся на два типа: те, в которых само действо важно и является движущей силой сюжета, и другие, где оно скорее проходит фоном. В первом случае читателю/зрителю нужно рассказать и показать, как все происходит, объяснить, где тут риск и крупные ставки. Во втором можно сильно на этом не задерживаться, посвятив все время и внимание раскрытию персонажей. В "Ходе королевы" же мы видим нечто странное: минут по 15 в каждой серии нам демонстрируют лица игроков, думающих над ходами, а сами ходы показывают мало и совсем не объясняют. Да, это гроссмейстерский уровень шахмат, мы все равно ничего бы не поняли, но разве это что-то оправдывает? Времени это отнимает много, а по сути не добавляет ничего. Отличные оператор и композитор изо всех сил стараются нагнать в эти сцены напряжения и пафоса - но даже недогадливые люди вроде меня постепенно начинают подозревать, что жуют пустой фантик вместо конфеты.
Впрочем, как-то выделять сцены матчей из общего ряда было бы неверно: весь сериал - такой пустой фантик. Начиная серии с третьей, когда героиню увозят из детского дома (кстати, мне одному маленькая актриса понравилась больше?), в её жизни толком ничего не происходит. 6 часов экранного времени можно, ничего не сокращая, рассказать в трех предложениях, и даже от них будет странно и пусто. А мне вот странно и пусто от понимания, как громко лопнул над миром этот красивый, мастерски сделанный, ничем не наполненный шарик. Справедливости ради, этот сериал - редкая птица, хотя бы потому, что делать настолько бессодержательные произведения довольно сложно... С другой стороны, зачем?